|
![Художник: Масалыгин Сергей Львович
100х80, х.м., 2005г.
Ресин Владимир Иосифович
главный стоитель Москвы
Родился 21 февраля 1936 года в Минске. Отец - Ресин Иосиф Гилимович (1904-1981). Мать - Ресина (Шейндлина) Роза Вольфовна (1903 - 1983). Супруга - Чадаева Марта Яковлевна. Дочь - Демидова Екатерина Владимировна (1960 г. рожд.). Внук - Демидов Владимир (1983 г. рожд.).
Отец и мать Владимира Иосифовича родом из Речицы, древнего городка на берегу Днепра, известного с 1195 года. Ближайшим уездным городом к нему был Гомель Могилевской губернии. Отец происходил из бедной семьи, где было трое детей, образования серьезного не получил, в школе проучился три года. В 1919 году вступил в комсомол, в годы гражданской войны служил в частях особого назначения (ЧОН). В 1930-х годах был выдвинут на руководящую работу - ведал лесной отраслью промышленности Белоруссии. В 1937 году арестован, но в начале следующего года освобожден, с него сняли все обвинения. После освобождения был переведен в Москву и назначен на новую должность - первого заместителя начальника Главлесосбыта при Совнаркоме СССР. Во время войны Иосиф Гилимович занимал руководящие должности в лесной отрасли промышленности, назначался начальником Главспичпрома, управляющим делами Наркомлеса.
В отличие от отца мать была родом из состоятельной многодетной семьи. Ее отец служил лесничим, получал немалое жалование (в царской России труд лесников высоко оплачивался) и поэтому имел возможность дать своим детям образование. Роза Вольфовна училась в гимназии, потом, при советской власти, окончила юридический факультет Ленинградского университета и работала по специальности в детской консультации и поликлинике. Один из ее братьев, Александр Вольфович Шейндлин, стал известным физиком, действительным членом Академии наук СССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий. Он руководил институтом высоких температур, с его именем связано создание МГД-генераторов. Другой ее брат, Борис Вольфович Шейндлин, получил юридическое образование, работал в Генеральной прокуратуре СССР, впоследствии перешел на преподавательскую работу в университет, стал профессором.
Довоенное детство Владимира Иосифовича прошло в Москве, в доме на Сельскохозяйственной улице, располагавшейся на северной окраине Москвы недалеко от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1941 году, когда начались бомбежки Москвы, мама с детьми эвакуировалась в Сибирь. Отец остался в Москве. В поселке Черемушки под Томском Владимир Ресин пошел в 1-й класс. После возвращения из эвакуации он продолжил обучение в московской школе 306. Как и большинство мальчишек того времени, часто вместо уроков бегал в кино, страстно увлекался футболом, гонял по пустырям тряпичные мячи и банки. Пить и курить не тянулся, драться не любил, хотя сдачи мог дать любому. Наверное, поэтому пользовался уважением и часто выступал в роли миротворца в нередких драках и дворовых разборках. Интересно, что одним из друзей Владимира Иосифовича в те годы был Семен Фарада, ныне популярный актер театра и кино.
В 1953 году Владимир Ресин получил аттестат зрелости и по совету отца поступил на экономический факультет Московского горного института. Сам Владимир поначалу хотел учиться на горном факультете, но отец настоял: "Будущее за экономикой, если ты будешь ее хорошо знать, то станешь хорошим руководителем на любом производстве". В 1958 году после окончания института по специальности "экономика и организация горной промышленности" по распределению был направлен в шахтерский поселок Ватутино Звенигородского района Черкасской области Украины в качестве горного мастера треста "Ватутинуголь". Главным в его работе тогда была добыча угля, стремление любой ценой выполнить плановое задание, или, как тогда говорили, "дать стране угля". Память о том времени и приобретенный опыт остались на всю жизнь.
Судьба распорядилась так, что свой жизненный путь В.И. Ресину суждено было навсегда связать с Москвой. "Вместо добычи угля мне пришлось бурить скважины метро, замораживать грунт фундаментов, проходить щитом тоннели инженерных сооружений", - пишет Владимир Иосифович в своей книге "Москва в лесах" (2000). В 1960 году его перевели в Москву на должность прораба Сафоновского строительно-монтажного управления треста "Союзшахтоосушение" Минмонтажспецстроя СССР, выполнявшего задания в разных регионах, в том числе в Москве. Затем он работал начальником бурового участка на строительстве апатито-нефелиновой обогатительной фабрики в городе Апатиты на Кольском полуострове, начальником Московского бурового участка на строительстве крупнейшего в Европе инженерного сооружения - Люберецкой станции аэрации, главным инженером Калужского строительно-монтажного управления, на стройках в Калужской, Смоленской, Тульской областях.
В конце 1964 года его пригласили на работу в старейший московский Трест горнопроходческих работ "Главмосстроя" и назначили сначала на должность начальника участка СУ-17, а уже через четыре месяца выдвинули на повышение - начальником СУ-3. В дальнейшем Владимир Иосифович работал главным инженером Треста горнопроходческих работ, управляющим Треста горнопроходческих работ 2. В.И. Ресин окончил заочно аспирантуру Горного института и защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Применение горизонтального замораживания грунтов при строительстве коммунальных тоннелей в условиях города Москвы".
В 1974 году он был назначен заместителем начальника "Главмосинжстроя". В Главке насчитывалось около 20 трестов, в системе которых трудилось 30 тысяч рабочих и инженеров; за год они выполняли объем работ, оцениваемый в 200 миллионов рублей, - по тем временам большой объем. Поэтому и круг обязанностей заместителя был чрезвычайно широким: производство, горнопроходческие работы, экономика, материально-техническое снабжение, установка памятников. В этот период при непосредственном участии В.И. Ресина "Главмосинжстрой" выступал одним из основных участников подготовки Москвы к Олимпиаде-80: строил и модернизировал Лужники, стадион "Динамо", стадион Юных пионеров, спорткомплекс Центрального спортивного клуба Армии, дворец спорта "Измайлово", спорткомплекс "Олимпийский"; реконструировал крупные проспекты и шоссе Москвы; строил новые гостиницы и многие другие сооружения в столице. К концу 10-летнего периода работы в Главке Владимир Иосифович был уже первым заместителем его начальника.
В 1985 году В.И. Ресин стал руководителем "Главмосинжстроя", а в 1987 году возглавил другой гигант - "Главмоспромстрой". Произошел очередной поворот судьбы Владимира Иосифовича: он стал ведать промышленно-гражданским строительством.
"Всего год с небольшим мой служебный кабинет помещался на улице Чехова, ныне - Малой Дмитровке, где находился "Главмоспромстрой", - вспоминает В.И. Ресин. - Оттуда я перешел в Мосстройкомитет, в главный штаб строительного комплекса. ...С конца 1989 года мне пришлось ведать не только инженерией и промышленно-гражданским строительством, но и индустрией стройматериалов - тремя китами, на которых зиждется наш комплекс".
В 1990-1991 годах В.И. Ресин работает заместителем председателя исполкома Моссовета - председателем Мосстройкомитета. В 1991 году его назначают заместителем премьер-министра Правительства Москвы и руководителем строительно-инвестиционного комплекса города. В 1996 - 2001 годах В.И. Ресин - первый заместитель премьера Правительства Москвы (с 2001 года - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы), руководитель комплекса перспективного развития города (с 2000 года - комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города).
В качестве руководителя строительного комплекса Москвы В.И. Ресин выступил инициатором и организатором крупнейших градостроительных и социально-экономических программ и проектов, внес вклад в разработку и реализацию Генерального плана развития города на период до 2020 года. Под руководством Мэра Москвы Ю.М. Лужкова им непосредственно осуществлялось научное сопровождение и руководство строительством Храма Христа Спасителя, торгово-рекреационных комплексов "Охотный ряд" на Манежной площади и Гостиный двор, мемориала на Поклонной горе, а также многочисленных жилых районов и сложнейших инженерных объектов Москвы.
Обладая значительным научным и практическим опытом разработки крупнейших комплексов жизнеобеспечения столицы, В.И. Ресин является одним из лидеров формирования беспрецедентной по масштабам инженерной инфраструктуры, определяющей перспективы развития столицы. По его инициативе реализуются направления подземной урбанистики Москвы, сложнейшего комплекса проектно-строительных работ широкого спектра - от реализации археологических раскопов до строительства систем сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование города.
Научная и инженерно-творческая деятельность В.И. Ресина в основном связана с пионерными проектами в сложнейших отраслях строительства: подземное строительство, включая горные и специальные работы, инженерная подготовка застраиваемых территорий, технология подземного строительства, возведение коллекторных тоннелей, бестраншейная прокладка, щитовые методы проходки тоннелей, продавливание стальных футляров и конструкций, специальные способы строительства подземных сооружений с использованием водопонижения и искусственного замораживания, "стена в грунте"; разработка и внедрение оборудования для горнопроходческих работ (щитовые проходческие комплексы, самоходные крепи, замораживающие и водопонижающие комплексы, аппаратура геоакустического контроля); создание эффективной системы виброзащиты рельсовых путей метро и железных дорог, основанной на использовании слоистых резинометаллических виброизоляторов.
Главный предмет творческого приложения научного и инженерного потенциала В.И. Ресина - город как социально-экономическая и техноприродная система во взаимодействии многих подсистем городской инфраструктуры, согласованное функционирование которых обеспечивает устойчивое развитие города. Эта тематика нашла отражение в его 12 монографиях и многочисленных научных материалах, основными из которых являются: "Строительство подземных сооружений" (1990, в соавт.), "Технология строительства горных предприятий" (1990, в соавт.), "Управление строительным комплексом в новых экономических условиях" (1994), "Применение методов динамического системного анализа при выборе стратегий развития инвестиционно-строительного комплекса" (1994), "Человек и город: проблемы взаиморазвития" (1995), "Системное регулирование развития крупного города и формирование земельного рынка" (1995), "Банк в системе экономических структур: Функции, методология управления, технологии" (1997, в соавт.).
Среди творческих работ наиболее известны следующие его проекты: "Разработка проекта и строительства Западной, Лихоборской, Южной и Черкизовской канализационных систем города Москвы, "Разработка проекта и строительства дома ГКНТ в городе Москве", "Комплексное освоение городских территорий при массовой застройке жилого района Крылатское".
В 1995 году В.И. Ресин защитил докторскую диссертацию на тему: "Системное регулирование функционально-пространственного развития города", в которой им обобщен зарубежный и отечественный опыт и разработаны модели и методы использования системных регуляторов для управления развитием крупных городов.
Заслуги В.И. Ресина отмечены Государственной премией СССР, двумя премиями Совета Министров СССР, двумя Государственными премиями РФ, премией Президента РФ, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, орденом Почета, медалью "Защитнику свободной России", двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, "Знак Почета", высокими научными наградами: Большой серебряной медалью Международной инженерной академии и золотой медалью имени В.Г. Шухова, многими медалями. Ему присвоены почетные звания "Заслуженный строитель РФ", "Заслуженный инженер России", "Почетный строитель России", "Почетный строитель Москвы". Среди его наград - ордена Шахтерской славы трех степеней, орден Российской академии естественных наук "За заслуги" I степени, ордена Орла, Святого Станислава и Святого Константина Великого, памятная медаль Международной академии наук о природе и обществе "За заслуги в деле возрождения науки и экономики России".
Владимир Иосифович - заведующий кафедрой "Экономика и управление городским строительством" Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, почетный профессор Московского международного университета, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Российской инженерной академии, действительный член Международной академии творчества, академик многих российских и международных академий, член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области науки и техники, член Исполкома Олимпийского комитета, член Союза архитекторов, член редакционных коллегий журналов "Промышленное строительство", "Архитектура и строительство Москвы" и общественного совета газеты "Вечерний клуб".
Работу считает своим главным увлечением в жизни. Осмысливая пережитое, Владимир Иосифович говорит, что Москва дала ему такую интересную и плодотворную работу, о которой человек может только мечтать. Часто напоминает, что не мы выбираем время, а время выбирает нас: "Кому-то пришлось восстанавливать разрушенную столицу в послевоенные годы, кто-то строил "хрущевки", но и в том и в другом случае предыдущие поколения подчинялись требованиям современной им эпохи. Нынешнему поколению предстоит сохранить наследие и вместе с тем возродить Москву, превратить ее в современный европейский мегаполис. Видеть, как Москва обновляется, как восстают из пепла памятники архитектуры, вырастают новые комфортабельные дома на месте старых пятиэтажек, - вот что приносит истинное удовлетворение. Участвовать в строительстве и развитии Москвы - счастье. Сегодня мы стоим только на пороге значительных перемен, и настоящее чудо впереди".
Живет и работает в Москве.
источник http://www.biograph.comstar.ru Ресин Владимир Иосифович](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/Resin_V_I_.jpg) | Ресин Владимир Иосифович | | ![Художник: Махнёва Ирина Владимировна100х80, х.м., 2004г.
Родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). Отец - Церетели Константин Иванович, окончил Политехнический институт, по специальности - горный инженер, до войны работал главным техническим инспектором в Народном Комиссариате труда Грузии, потом - главным горным инспектором республик Закавказья. В Великую Отечественную войну сражался на передовой, удостоен орденов, медалей и благодарностей командования, был ранен, уволен в запас в звании полковника. После войны участвовал в восстановлении разрушенных объектов народного хозяйства, сочетая эту работу с педагогической деятельностью в Тбилисском политехническом институте. Мать - Нижарадзе Тамара Семеновна, представительница знатного княжеского рода, как это и принято на Кавказе, всю свою жизнь посвятила воспитанию детей.Зураб Церетели рос в живой обстановке художественного творчества. Огромное влияние на пытливого и восприимчивого ребенка, а потом и юношу оказал брат матери - известный художник-живописец Георгий Нижарадзе. Дядя Зураба находился в самом центре грузинской художественной жизни. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали различные деятели культуры и прежде всего многие видные грузинские художники, такие как Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с этими интересными людьми не могло пройти бесследно для Зураба Церетели.Начало войны совпало для Церетели с поступлением в школу. На уроках он много рисовал. В этих детских работах зародилось чувство причастности к истории, к жизни борющейся страны. Тяготы военных лет скрашивались общей атмосферой приподнятости, веры в победу, историческим оптимизмом, вообще свойственным грузинскому народу и усиливающимся в годы опасности. На летние месяцы будущий художник часто уезжал в Западную Грузию, в село Губи, где у жила его бабушка. Именно здесь впервые открылись для него, уже взрослеющего и пытливого, сельская народная культура, красота простых бытовых предметов, созданных народными мастерами, бесконечное разнообразие природных ландшафтов, в которых горы, долины, реки и зеленые кущи сплетаются в удивительной композиционной гармонии с руинами крепостей, храмов, сельскими постройками, мостами, изгородями и каменистыми живописными дорогами.Художник вспоминает, что, приезжая в Губи, он чувствовал, как спадают с него давящие городские оковы. Подобно птице, освобожденной из тесной клетки, ему хотелось ликовать и носиться в опьяняющем просторе, ни на секунду не останавливаясь и почти не заходя в дом. Поражало многообразие красок, какого нельзя было увидеть в Тбилиси, - белый камень, охристая, сожженная солнцем трава, ее пряный запах. Все эти впечатления живо и неповторимо живут в нем и сегодня, образуя фундамент его творчества.В 1952 году Зураб Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств. Ему не пришлось долго выбирать профессию: призвание давно проявило себя, и другой путь даже не мыслился. В годы учебы в Академии он работает по 12-16 часов и один, и вместе со своими товарищами по курсу, будущими художниками Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки и др.Уча Малакиевич Джапаридзе (1906 г. рожд.) сумел развить у Зураба Церетели важные качества, главные среди которых - это умение видеть значительное и красивое в явлениях бытовых, повседневных, лишенных внешних драматических эффектов. Другой учитель Зураба Церетели - Иосиф Адольфович Шарлемань (1880-1957) - выходец из обрусевшей французской семьи. Давал ему уроки и Аполлон Караманович Кутателадзе (1900-1972).Наряду с тем ценным, что Зураб Церетели получил от своих учителей, извлек из искусствоведческих работ и из тщательного штудирования музейных экспозиций, особенно глубокий след оставили в его душе странствования по Грузии, которым он посвящал все свободное время.Можно утверждать, что Зураб Церетели окончательно сложился как художник именно в этих своих странствиях по Грузии, когда впитал в себя самые сокровенные соки национальной культуры, народной поэтики и благородного художественного ремесла.Много ездил на лошадях, передвигался пешком, непосредственно соприкасаясь с родной землей, физически ощущая ее размеры, неровности, ее тепло и живое дыхание, слушая журчание ее горных рек, впитывая в себя ее формы, цвета, запахи. Так были исхожены вдоль и поперек Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия и многие другие издавна привлекавшие художников места.Соприкосновение с многоликой природой Грузии во время путешествий сыграло немалую роль в становлении Зураба Церетели как художника, как и его знакомство с этнографией Грузии, с бытом, предметным миром и культурой родственных, но хранящих собственную индивидуальность народностей республики.В 1958 году Церетели окончил Тбилисскую академию художеств. При защите дипломной работы он впервые столкнулся с застывшим академизмом, стремлением ничего не менять в изобразительном искусстве и поисками новых средств выражения, которые были характерны для советских художников конца 50-х годов и особенно привлекали молодежь. Его дипломная работа "Песнь о Тбилиси", получившая на одном из просмотров горячее одобрение Мартироса Сарьяна, тем не менее не была допущена до защиты из-за неких "элементов условности", которые усмотрели в ней сторонники и охранители старой живописной школы, нетерпимо относившиеся к любым проявлениям в живописи лаконизма и строгости выразительных форм.Уступая административному нажиму, Церетели переменил тему и за две недели написал новую картину - "Портрет спортсмена", за которую и получил диплом художника, удостоившись высокой похвалы академика Георгия Николаевича Чубинашвили, бывшего председателем Государственной экзаменационной комиссии.Наверное, не случайно местом первой работы Церетели после окончания академии стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии, в котором до него работали многие его учителя и старшие товарищи.Он не мог тогда заниматься свободным творчеством, для которого нужен не только опыт, но и имя, обеспечивающее заказы, которого не могло быть у только начинающего свой путь в искусстве человека. Скромная должность архитектора-художника раскрыла перед молодым живописцем широкие возможности продолжить изучение народного искусства и материальной культуры различных районов республики. В круг его обязанностей входило участие в разнообразных археологических и этнографических экспедициях, скрупулезная фиксация всех собранных материалов и подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Эта работа могла казаться скучной для творческой личности, однако художник вспоминает эти годы с благодарностью. Они не только дисциплинировали его творчество, приучили к систематическому труду, но и помогли перейти на другой уровень изучения и художественного осмысления народной культуры.Рисуя раскрытые археологами архитектурные детали старинных грузинских построек, делая прописи сохранившихся надписей и изображений, стараясь как можно точнее, во всех тонкостях документально запечатлеть виденные и собранные вещи, он постигал их сокровенную красоту, непосредственность и в то же время отточенную изысканность форм, проникал в мир народных мастеров, в круг их представлений, верований и методов творчества. В эти годы Церетели работал в институте под руководством историка и этнографа Георгия Читая.Первые годы самостоятельной работы были для Церетели и временем расширения и совершенствования профессиональных навыков.Эти качества, очень важные для понимания всего последующего творчества Церетели, постепенно стали получать свое отражение в живописи художника. Он активно участвовал в разнообразных выставках. Одной из первых была Закавказская выставка (1959), на которой его произведения экспонировались вместе с работами активно входивших в те годы в советское искусство Т. Салахова и Т. Нариманбекова, ставших потом широко известными в стране.Значительный успех Церетели имел на выставке "На страже мира", состоявшейся в Москве в 1966 году. Здесь он выставил картину, сюжет которой прост, но символичен. На возвышенности работают локаторы, поднявшие к небу свои руки-антенны, а внизу, у их подножия, веселые дети играют в футбол (картина называлась "На страже мира").Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. Это было время существенных изменений в духовной жизни общества, переоценки ценностей, оживления во всех областях творческой деятельности. Страна находилась на подъеме, вызванном сравнительно недавней победой над фашизмом и освобождением от тягостных последствий сталинизма. Все больше внимания стало обращаться на реальные, а не на парадные, идеализированные стороны жизни.Именно в это знаменательное время активно вошел в советское искусство Зураб Церетели, открывший новое направление в монументальном искусстве прежде всего своими мозаичными работами.В начале 60-х годов архитектор Шота Каландаришвили поручил ему расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Крупный эскиз (роспись не была выполнена в натуре) дает возможность судить об этой работе. Художник обратился к детской фантазии, пытаясь запечатлеть в интерьере кинотеатра причудливый мир ребячьих представлений, того удивительного сплава вымысла, сказки и строгой реальности, который так поражает взрослых и так естествен для воображения детей. Этому эскизу было суждено стать своего рода рекомендацией, позволившей Церетели выйти в сферу большого монументального искусства. Молодым художником заинтересовался приехавший в Тбилиси А. А. Мндоянц, работавший вместе с М. В. Посохиным над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. В результате Зураб Церетели был приглашен в качестве главного художника этого огромного и уникального объекта.Трудно переоценить значение этой работы для творчества Церетели. Здесь он впервые выступил как художник-монументалист, что потребовало от него не только владения сложной областью изобразительного искусства, но и умения работать в большом коллективе, соразмеряя свой замысел, темперамент и художественные идеи с общей архитектурно-пространственной концепцией и атмосферой авторской группы.Работы Зураба Церетели в Пицунде стали новым этапом в развитии монументального искусства в нашей стране. Этот период был крайне важен и для творчества самого художника, именно тогда окончательно пришедшего к монументализму.Успех монументальных и особенно мозаичных работ Церетели в Пицунде во многом предопределил дальнейшую направленность его творческой деятельности. В конце 60-х годов он получает самое почетное для той эпохи предложение - участвовать в создании мемориального комплекса, посвященного столетию со дня рождения Ленина, включавшего и высотную гостиницу. Пицундские мозаики не только не исчерпали, но лишь открыли Церетели эту тему, и в Ульяновске предоставилась возможность для ее развития.Затем последовал целый цикл крупных мозаичных работ художника в Тбилиси и в других районах Грузии. В числе наиболее значительных работ этого периода можно назвать монументальное мозаичное панно на фасаде Дворца культуры профсоюзов (архитектор Г. Метонидзе), выполненное в 1970-1971 годах в Тбилиси. Тема панно - "Человек, труд - смысл и красота бытия".В 1972 году Зураб Церетели выполнил декоративное оформление тбилисского ресторана - "Арагви". Здесь художник осуществил целый комплекс работ, включая организацию примыкающей к ресторану части парка. Он тесно свяал здание с его природным окружением, формируя внешний архитектурно-художественный облик и внутренний интерьер. Мозаика в ресторане "Арагви" в числе других работ Церетели была отмечена в 1973 году Государственной премией.В оформлении старого и хорошо известного курорта Боржоми Зураб Церетели обращается к теме взаимоотношения животного мира и человека. Его мозаичная композиция "Охота", выполненная на вогнутой стенке около остановки транспорта, представляет сюжетную живописно развернутую сцену. В его трактовке охота перестает быть драмой. Здесь она изображена как танец, как гармония мира и единства человека и природы, которую хотел бы видеть автор и солидарные с ним, зрители.В 70-х годах Церетели обращается к теме Великой Отечественной войны, участвуя в создании парка Победы в Тбилиси. Его мозаика "Знамена" помещена на высокой облицованной камнем подпорной стенке в том месте, где каскад останавливает свой бег, вливаясь в широкое открытое зеркало бассейна.Еще одно направление мозаичных работ Церетели отчетливо прослеживать в декоративном оформлении тбилисского автовокзала, построенного в 1972 году. Мозаика не доминирует в образе здания, наделенного собственной архитектурной выразительностью. Она помещена на белой каменной стене в качестве украшения или цветового пятна. При этом роль мозаики самостоятельна и значительна.Разработка совершенно новых для советского искусства и для грузинского, в частности, объемно-пластических мозаик шла в творчестве Зураба Церетели постепенно. Художник как бы примерялся к этому методу, то уходил от него, то возвращался вновь, отрабатывая приемы, постигая возможности. Этапным экспериментом явилось создание декоративной мозаики на стенах мастерской в Богеби.Полностью развил и практически освоил концепцию объемной мозаики Церетели в детском комплексе в Адлере, выполненном в 1970-1973 годах. Он сумел создать здесь комплекс монументальных произведений, несущий не только собственно художественные, но и архитектурные функции, - например, функцию упорядочения и организации пространства.Опять, как и в Пицунде, Зураб Церетели выступил не просто исполнителем отдельных монументально-декоративных работ, но и режиссером большого пространственного зрелища. Однако если в Пицунде он как главный художник объединял и направлял работу многих скульпторов, живописцев и декораторов, то в Адлере он организовал своего рода "театр одного актера", в котором сам был и постановщиком, и исполнителем.Работа над монументальным комплексом в Адлере явилась важной вехой на творческом пути художника. Можно сказать, что именно в ходе создания этого произведения закончился процесс формирования мастера. Искусство его набрало силу и значительность, окончательно сложился индивидуальный почерк художника, приемы его творчества, которые хотя и будут развиваться и видоизменяться с каждой новой работой, но сохранят черты устойчивой зрелости, определенную систему художественных ценностей и предпочтений. Произведения Церетели заняли свое собственное место в движении монументалистов, завоевавших в 70-х годах заметное положение в советском искусстве. Одновременно пришло и широкое международное признание.Мозаика на долгие годы остается любимой техникой монументального искусства художника. Разрабатывая другие художественные приемы и материалы, увлечения которыми у него время от времени меняются, как бы очерчивая определенные творческие периоды, он то и дело возвращается к мозаике, сочетая ее с другими техниками. Так, например, было в здании Дома политпросвещения в Тбилиси или Венгерского торгпредства в Москве.Остановимся еще на одной работе художника, которая стоит особняком в его творческой практике. Это единственное панно, вернее, рисунок в технике углубленного линейного рельефа на фасаде фирмы "Мелодия" в Тбилиси. Сравнительно небольшая глубина борозды не создает резких теней, и рисунок выявлен дополнительно особым заполнением фиксированной бронзой. Это придает ему своеобразный световой и цветовой эффект, делает более теплым и нарядным общий вид рельефа, издали похожего на кружево, в котором сплетаются музы в стремительном танце. Резьба в камне раскрывает еще одну грань творчества Зураба Церетели: его умение овладевать новыми приемами творчества, его способность подчинить образы, опыт мировой классики и дух народного искусства решению определенный художественной задачи.После создания крупной пространственной монументальной композиции в Адлере художник почувствовал в себе силы для творчества на градостроительном уровне, для создания произведений, способных организовывать большие градостроительные пространства, и тем самым становиться важными доминантами в масштабе города.Создание монументов и памятников обычно лежит за пределами таких видов художественного творчества, как монументальная живопись и декоративное искусство, которыми особенно много занимается Зураб Церетели. Это прежде всего задача скульптора.Для достижения своей цели он применил новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные горельефы, дающие возможность использовать их для монументальной пропаганды. Выколотка по металлу здесь была недостаточна, так как не обеспечивала необходимой высоты рельефов.Художник нашел особый прием. Нарисованный на листовой меди рельеф выколачивался, а затем все его фигуры вырезались и выдвигались вперед, привариваясь к листовой медной основе с помощью вертикальных стенок. Рельеф становился крупномасштабным и хорошо воспринимался с большого расстояния.Монумент в Абаши явился как бы "пробой пера" в этой новой для художника сфере творческой деятельности. За ним последовала крупная рельефная композиция "Колхида" в селе Хоби. Дальнейшее развитие этой линии творчества шло по пути создания больших многоплановых монументов. Композиция "Человек и солнце" установлена неподалеку от тбилисского аэропорта. Два следующих монумента в Тбилиси, созданных мастером, посвящены одному и тому же событию - двухсотлетию подписания Георгиевского трактата и очень характерны с точки зрения проявления в них интернационального мировоззрения этого чрезвычайно национального по своему творческому почерку художника.В Тбилиси же установлен монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России, - "Узы дружбы". Огромный металлический позолоченный узел связывает два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата.Художник поставил этот монумент у въезда в Тбилиси со стороны Военно-Грузинской дороги, ведущей в Россию. Он виден издалека как цель движения. Сверкающий золотом узел и кольца четко воспринимаются на фоне светлой городской застройки и голубого неба, удивляя необычностью формы, заставляя задуматься об исторической судьбе народов, воплотившейся в образном строе монумента.Церетели рассказывает, что форму монумента ему подсказала история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Образ возник сам по себе - два золотых кольца. Но монумент должен был быть, конечно, сложнее, шире по тематике. Кольца трансформировались в туго затянутый узел, не теряя своей первоосновы, символизирующей связь народов. (Памятник взорван в 1991 году по распоряжению 3. Гамсахурдиа.)В конце 70-х годов, когда в Москве велась подготовка к Олимпиаде-80, Зураб Церетели был привлечен к участию в создании крупнейшего гостиничного комплекса "Измайлово", который должен был принять значительную часть иностранных гостей.В этом случае художник по праву выступает в коллективе градостроителей, мыслящих категориями города, района, ансамбля. Зураб Церетели в полной мере обладает необходимой для этого смелостью и масштабностью мышления, подтвержденной всеми другими его работами. По протяженности, по высоте, наконец, по общему "пятну" и цвету рельеф художника органично вошел в архитектурную композицию, как бы сросся с ней. Декоративный фриз культурного центра стал художественной доминантой ансамбля: кажется, что многоэтажные корпуса гостиниц как бы группируются вокруг него. Их геометрические формы, взлетающие на 30 этажей вверх, ряды окон и вертикальных тяг контрастны пластической ленте рельефа, наполненного непрерывным движением. Лозунг Олимпиады "Быстрее, выше и сильнее" получил своеобразное выражение в фигурах спортсменов, объединенных общей композиционной и смысловой взаимосвязью.Объемный рельеф гостиничного комплекса можно охватить взглядом со значительного удаления в несколько сот метров, с открытых пространств из-за крупного водного зеркала Виноградных прудов, в котором он отражается, одним словом, увидеть его в таких условиях восприятия, когда человек не может различить отдельные детали, зато охватывает все вместе: и пространственное окружение, и определяющие архитектурные объемы, и соразмерную с ними работу художника.Одним из значительных произведений отечественной архитектуры 80-х годов явился крупный гостиничный комплекс, созданный в Ялте по проекту архитектора А.Т. Полянского. Акцентируя внимание на творческих проблемах архитектуры, зодчий в своей работе не только провозгласил, но и эффективно реализовал взаимодействие архитектуры с монументально-декоративным искусством, добивался органичного сотрудничества с художниками. Естественно, что когда Полянский начал строить гостиничный комплекс в Ялте, он с самого начала обратился к сотрудничеству с художниками, привлек Церетели к разработке идей оформления и убранства курорта.Мастер особенно охотно берется за те работы, которые по самой своей природе располагают к динамике масс и объемов, к созданию декоративных композиций, к украшению городского пространства как к цели и смыслу его жизнерадостного художественного самовыражения.В постоянной разработке новых художественных и технических средств Зураб Церетели выработал свой индивидуальный метод, свою последовательность. Новая идея обычно рождается у него в быстром карандашном наброске и затем, как правило, разрабатывается в живописи - в одном или нескольких полотнах, где интуитивно, но упорно исследуются формы, колорит, находятся соответствующие масштабные соотношения. Потом художник с той же или близкой темой переходит на монументальный материал, воплощая ее в мозаике, объемных мозаичных композициях, в металле, витражах или в своих необычных "монументальных эмалях". Естественно, что в каждом новом материале, в новой технике тема звучит по-иному, и появляется возможность почувствовать ее в разных превращениях, в многообразных обличиях. Часто в этих поисках рождается совершенно новое решение пластической и цветовой композиции, произведение получает новую градостроительную роль, приобретает возможность становиться одним из архитектурных акцентов ансамбля. Нередко одна и та же техника, один и тот же материал претерпевают существенное развитие и начинают применяться художником для решения совершенно новых художественных и пластических задач.Зураб Церетели хорошо известен за границей, и его признание постоянно растет и становится все шире. В жизни ему по-настоящему повезло: он был знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Крупные политики и выдающиеся деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них.Однако признания за рубежом художник достиг не благодаря этому, но вследствие все более активной работы, создания монументальных произведений в США и Японии, Англии и Франции, Бразилии и Испании. Первые его произведения за границей делались для представительств нашей страны, затем постепенно Зураб Церетели входит непосредственно в художественную жизнь Запада и сегодня занимает в ней все более укрепляющиеся позиции, возводя там крупные монументальные комплексы.Первый большой заказ, который должен был быть осуществлен за рубежом, поручен ему в то время, когда он завершил свою работу в Адлере. Это было художественное оформление интерьеров здания советского посольства в Бразилии (архитекторы М. Посохин, Д. Бурдин, В. Климов).Успех в Бразилии привел к тому, что работа Церетели по оформлению советских посольств продолжалась. В конце 70-х годов в здании постоянного представительства СССР при ООН в Нью-Йорке им были оформлены интерьеры двух помещений: гостиной и приемной. Центром этих композиций стали витраж из хрусталя "Салют" и скульптурное панно из металла "Мир".Композиция витража, созданного Церетели для советского представительства в Японии, построена на противопоставлении значительной поверхности красного тона, покрывающего свободно расположенные группы знамен, и многоцветья - желтый, зеленоватый, синий, голубой - массы фона. Этот прием чем-то напоминает мозаичную композицию в парке Победы в Тбилиси, а в определенных чертах - и витраж в Нью-Йорке. Здесь также ощущение праздника передается тем, что небо дано в сложном рисунке и неординарной цветовой гамме.Для посольского зала приемов в Токио художник сделал гравированное на нержавеющей стали огромное панно (30х5 метров) "Москва - столица, моя Москва".Близкие московские и русские темы были использованы художником и в Осаке, где им были созданы чеканная панорама Московского Кремля и для интерьера советского консульства - резьба по дереву: "Русская зима", "Русская весна". В то же время, когда художник находился в Японии, он сделал горельеф из металла "Мужчина и женщина", который был подарен труппе Токио-балета и стал ее эмблемой.Одной из самых примечательных работ Церетели за рубежом стал монумент в Брокпорте. Скульптура, названная автором "Счастье детям всего мира", вызвала широкий отклик в общественном мнении в Соединенных Штатах. Безусловно, прежде всего потому, что это был дар специальным детским Олимпийским играм. Своего рода политической акцией явилась и работа по монтажу монументов Церетели в Брокпорте. Художник отказался от крупного гонорара за все произведения и непрерывно на всех стадиях участвовал в их монтаже на строительной площадке. На торжествах, посвященных открытию монумента, присутствовало более 150 тысяч человек, в том числе видные политические и общественные деятели США: сенатор Эдвард Кеннеди, губернатор штата Нью-Йорк Хью Керри, один из руководителей Игр Сэрджент Шрайвер, спортсмен Мухаммед Али, директор фонда Кеннеди Роберт Монтегю, президент Брокпортского университета Альберт Браун и многие другие.Вторая работа художника в Брокпорте - "Свет и знание - миру", выполненная также из меди, решена как стилизованное "древо познания". Успех работ Церетели в США определил то, что студенты факультета искусств обратились к своей администрации с просьбой пригласить художника на преподавательскую работу, что и было сделано. Несколько месяцев он с большим успехом преподавал живопись и вел со студентами практические занятия, показывая им технику мозаики, витража, работу с металлом. За преподавательскую деятельность ему было присвоено звание почетного профессора Брокпортского университета. Тогда же в США прошла большая персональная выставка художника.В последующие годы Церетели также немало работал за границей - оформлял экспозиции ряда советских выставок. Кроме того, он стал инициатором одного весьма интересного начинания. Художник предложил создать отдел этнографии Грузии в знаменитом Музее человека в Париже, где представлены экспонаты, относящиеся практически ко всем культурам мира, но где грузинский раздел отсутствовал. Эту задумку начинание ему удалось осуществить. Зная хорошо грузинскую этнографию, особенности жизни, обычаев, характера жилищ, одежд, всевозможной утвари разных регионов Грузии, Церетели потратил много сил, чтобы собрать большую и представительную этнографическую коллекцию. Подаренная Музею человека, эта коллекция и составила основу экспозиции, которая теперь пользуется большим вниманием у посетителей.Несмотря на быстрое расширение зарубежной "сферы влияния", стремительное внедрение в западную художественную жизнь, его общественная и профессиональная деятельность в России оставалась и продолжает быть очень активной. В годы перестройки он был избран народным депутатом СССР. Академия художеств России включила его в число своих действительных членов. Зураб Церетели избирается вице-президентом академии, академиком-секретарем созданного им в академии отделения дизайна, одновременно оставаясь руководителем Союза дизайнеров Республики Грузия. Он был избран действительным членом, академиком-секретарем отделения искусства и затем вице-президентом Международной академии информатизации при ООН.В последнее время Зураб Церетели все больше работает в Москве. Его московская мастерская стала одной из достопримечательностей сегодняшнего города, которую посещают самые высокие гости страны. В ней провел вечер президент США Джордж Буш, бывали министры иностранных дел и министры культуры многих европейских стран, государственные секретари США Джордж Шульц и Джеймс Бейкер, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Перес де Куэльяр, знаменитые актеры, певцы и художники от Адриано Челентано до Роберта Раушенберга.Конечно, годы ни для кого не проходят бесследно. Вторая половина жизни часто оказывается более спокойной, зрелой. Поиски и мечтания как будто завершены, шкала ценностей в искусстве и в человеческих отношениях установлена, решено то, что является самым главным в жизни. И теперь можно с уверенностью сказать, что для Зураба Церетели приоритетной областью творчества стала живопись. Это не означает, что он отказался от своей деятельности в сфере монументального искусства или что он не уделяет созданию скульптур и эмалей значительного внимания. Как и прежде, Церетели часто загорается замыслами возведения грандиозных ансамблей и гигантских монументов, увлекается идеями новых по своему содержанию памятников, крупных сооружений, а также более камерных, почти станковых произведений.К числу последних относится композиция "Человек проходит сквозь стену", установленная на фасаде одного из банковских зданий в самом центре Лондона, в Сити, недалеко от собора святого Павла. Ту же тему продолжает еще одна работа Церетели конца 80-х годов - памятник, поставленный им перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.В середине 90-х годов, когда стал проходить шок от разрушения Советского Союза и Москва начала быстро меняться, деятельность художника в столице России приобрела еще больший темп и размах. Он участвует в крупнейших проектах, которые создают новый облик города.Решение о создании главного монумента, призванного стать Пантеоном Великой Отечественной войны, было принято давно - вскоре после Победы. Тогда же был проведен конкурс, в котором участвовали лучшие архитекторы и художники страны той эпохи.Место для Главного монумента и музея было выбрано давно, еще в 50-х годах, когда создавался Кутузовский проспект, задуманный как торжественная магистраль, ведущая к центру города с запада. Вдалеке встает белый, поднятый вверх на мраморных пилонах музей, с огромным куполом, вздымающимся в центре. Перед ним на линии, проходящей через середину купола, поставлен высокий трехгранный монумент. К нему направлены все аллеи и подходы, полосы газонов, ряды фонтанов. Слева возносится ввысь золотой купол на стройной мемориальной церкви. Общая схема ансамбля была задумана архитекторами во главе с А.Т. Полянским, но очень многое в разработке художественного замысла было сделано Зурабом Церетели.Главный монумент Победы, созданный художником, имеет высоту 141,8 метра - это символическое значение: цифра обозначает 1418 дней войны, отмеченных на гигантском трехгранном обелиске - бронзовом штыке. Его острие поднимается вверх, устремляясь к Победе. Грани монумента покрыты барельефами, посвященными долгой борьбе. Битва за битвой - от Бреста и Севастополя до Москвы и Сталинграда и обратно до Берлина - поднимаются одна над другой в переплетении тел, оружия, огня, который встает из дыма пожаров и превращается в фейерверк салюта. На острие монумента - крылатая богиня победы Ника, символ, созданный в античную эпоху, увековечивает торжество российского оружия. Фигура богини парит над ансамблем и держит в руках золотой венок.Главный монумент стоит на круглом постаменте, расчерченном лестницами, ведущими к его основанию, - двумя полукруглыми, пологими и центральной, торжественной, прямой. Над нею у подножия обелиска поднимается скульптура "Святой Георгий, убивающий дракона". Эта тема уже встречалась в творчестве художника, в частности, в созданной им скульптуре перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Торжество провозглашают другие скульптуры, входящие в ансамбль, созданный Зурабом Церетели. На концах огромного полукруга музея поднимаются конные фигуры трубящих Слав. Они также выдержаны в классицистической манере, и им также придана легкость, парение, ликующее звучание, передающее торжество Победы.Войдя внутрь музея, посетитель поднимается по монументальной центральной лестнице к залу Славы. Ступени рассекает надвое широкая изогнутая бронзовая полоса, исполненная Церетели. Ее называют "Лентой Славы". Поднимаясь вверх, она символизирует скорбный путь войны, воспоминание о павших воинах. В их память горят высокие бронзовые свечи, освещая оружие и солдатские каски, как бы оставленные ушедшими. Впереди по обе стороны тяжелых, мощных, торжественных, ведущих в зал Славы бронзовых дверей с квадратными экспрессивными барельефами, также исполненными художником, во всю стену - многоцветные яркие витражи - "Салют" и "Цветы Победы". Здесь мы вновь встречаемся с одной из излюбленных Зурабом Церетели техник в монументальных работах: он вновь использует возможности светящегося стекла, разделенного свободными линиями на цветовые вихри, для создания острого ощущения бьющей через край, поднимающейся ввысь радости Победы.В отличие от многоцветья вестибюля грандиозный круглый зал Славы строг по своим формам и колориту. Его стены покрыты мраморными панелями, на которых золотом написаны имена героев. Выше - поле белых барельефов в пышных картушах, в них помещены изображения, исполненные Церетели, городов, прославившихся в борьбе с фашизмом: Москва, Смоленск, Тула, Одесса, Севастополь, Ленинград, Сталинград, Новороссийск, Мурманск, Брест, Керчь. Каждый из городов-героев легко узнаваем, барельефы передают его самые характерные черты, море и холмы, знаменитые архитектурные памятники, военные монументы. Все композиции строги, классичны и насыщенны, целиком выдержаны в белом цвете, их сдержанность придает особую пышность обнимающему их барочно-живописному обрамлению. Еще выше, в глубине купола, художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его - изображение ордена Победы, завершающее образ музея Великой Отечественной войны.В композицию ансамбля кроме Главного монумента и музея входит еще одно сооружение, которое не встречалось в практике создания мемориалов советской эпохи, - храм, возведенный во имя святого Георгия Победоносца. Проект церкви был исполнен А.Т. Полянским при участии группы архитекторов из его мастерской во главе с В. Будаевым. Художественное оформление церкви создано Церетели. Храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.Одной из самых значительных монументальных работ Зураба Церетели в Москве стал памятник "300 лет Российского флота" или "Петр Великий", созданный в 1997 году. В городской, монументальной пластике редко устанавливаются такие крупномасштабные памятники. Подобные проекты, в которых большие плоскости скульптурной формы, подвержены сильным ветровым нагрузкам, вызывают серьезные проблемы и требуют мастерства, связанного с решением множества технических задач. Они требуют от автора и правильный выбор материала и оптимально прочную, выверенную конструкцию, соответствующую замыслу произведения, выдерживающую все ветровые нагрузки среды, тяжесть облицовки и т.д.Монумент Петру I, основателю Российского флота, представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. Несущий каркас 98-метрового монумента - это металлоконструкция из нержавеющей стали, на которую накла Церетели Зураб Константинович](i/GalleryMuseum/coeval/thumb/Tsereteli_.jpg) | Церетели Зураб Константинович | |
|
|
|
![](images/pix.gif) |
Вас присветствует НПГ:
![](http://portret.ru/i//zastavki/karta.jpg)
Куратор проекта «Золотые страницы истории России» Александр Осипов, |
|
|
![Начало](images/home24.gif) | Сталин | ![Следующий файл](images/to_forward.gif) |
![Сталин Сталин](i/Narodnayagallery/_NARODNAYa_LENTA_PAMYaTI__-_Kniga_sudeb/1946g._N.S.Sergeev_Portret_I.V.Stalina_19_5_1.jpg) |
художник Сергеев Н.С.
"Сталин"
1946g._N.S.Sergeev_Portret_I.V.Stalina_19_5_1
|
|
|
|
|
Если возникли проблемы - горячая линия:
|
|
|
|
| ![](images/pix.gif) |
|
![Художник Ёна Дробужинская - Портрет А.Н. Чилингарова.
Чилингаров Артур Николаевич
Родился 25 сентября 1939 в Ленинграде. В 1963 окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище. Работал слесарем-монтажником Балтийского судостроительного завода, с 1963 инженер-гидролог Арктической научно-исследовательской обсерватории Арктического и Антарктического НИИ. В 1965-1969 первый секретарь Булунского райкома ВЛКСМ (Тикси), затем младший научный сотрудник Арктического и Антарктического НИИ, начальник научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-19", начальник антарктической станции "Беллинсгаузен", замначальника высокоширотных экспедиций "Север-25" и "Север-26". С 1974 начальник Амдерминского управления гидрометеорологической службы Госкомгидромета СССР, с 1979 начальник управления кадров и учебных заведений Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1985 руководил экспедицией по спасению экипажа ледокола "Сомов". В 1986-1991 заместитель председателя Госкомитета по гидрометеорологии. С 1990 президент Ассоциации советских полярников. С 1991 сопредседатель Российского фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества, советник председателя ВС РСФСР. В 1993, 1995, 1999 и 2003 избирался в Госдуму. Доктор географических наук.
Со 2 декабря 2007 года -депутат Государственной Думы ФС РФ V созыва, член Комитета ГД по обороне.
Женат, сын и дочь. Герой России и СССР.
Чилингаров Артур Николаевич](i/Narodnayagallery/_NARODNAYa_LENTA_PAMYaTI__-_Kniga_sudeb/thumb/111s.jpg) | Чилингаров Артур Николаевич | | ![Художник: Репин Илья Ефимович Год создания: 1883Холст, масло, размер: 98 Х 75.8 смБиография Третьякова Павла Михайловича:Третьяков Павел Михайлович (1832-1898), российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат Сергея Михайловича Третьякова. По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.Третьяков Павел Михайлович Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. С детства поддерживал дружеские связи с семьей владельца карандашной фабрики Рубинштейна, чьи дети Антон Григорьевич и Николай Григорьевич впоследствии стали известными музыкальными деятелями.К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» (1866), которым владела семья Третьяковых.В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увелечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил.Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы — «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов.Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 —первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.Для задуманного Третьяковым Русского пантеона — портретной галереи знаменитых соотечественников — специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам — Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872—1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 — третья, в 1892 — четвертая.На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек.В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище. Третьяков Павел Михайлович.](i/Narodnayagallery/_NARODNAYa_LENTA_PAMYaTI__-_Kniga_sudeb/thumb/Ilja_Jefimowitsch_Repin_011.jpg) | Третьяков Павел Михайлович. | |
|
|
|
![Портрет В.С.Высоцкого холст/масло, 80*60
Табличные данные были обнулены системой за систематические нарушения голосования... Кадысева Елена Юрьевна](i/KonkursVisockogo/Konkurs/thumb/080320121283_1.jpg) | Кадысева Елена Юрьевна | | ![Высоцкий в "Маленьких трагедиях" Пушкина
Олексй Томн](i/KonkursVisockogo/Konkurs/thumb/212_1.jpg) | Олексй Томн | |
|
|
|