Один из залов Государственного исторического музея в Москве превратился в "портретную" - так когда-то именовалась специальная комната во дворце или усадьбе знатных русских людей, предназначенная для семейной портретной галереи. Точно так же - "Портретной" - назвали и выставку, представляющую парадные портреты представителей самых знатных фамилий России 18 - начала 19 веков: царской династии Романовых, дворянских семейств Шереметьевых, Чернышевых и других. Выставка будет работать до апреля 2014 года.

 Под выставку Исторический музей отдал недавно восстановленный Екатерининский зал. Колонны с римскими капителями, дворцовая мебель, стены в серо-голубых тонах. Этот интерьер в духе классицизма - словно ключ к пониманию самой сути парадного портрета, утверждает в интервью "Голосу России" куратор выставки Наталья Перевезенцева:

 "В Екатерининском зале есть возможность остановиться, передохнуть и посредине исторической экспозиции, насыщенной разнообразным материалом, погрузиться в созерцательную атмосферу русской усадьбы, ее портретной галереи и ощутить историю страны как историю рода, приблизить ее к человеческому измерению".

 "Человеческое измерение" часто привносили в портреты художники. В частности, замечательные русские мастера 18 века - Владимир Боровиковский, Федор Рокотов, Василий Тропинин - с успехом преодолевали жанровые клише, создавая портреты "с психологией". Но в принципе для домашних галерей заказывались портреты-прославления, портреты-панегирики. Ордена, оружие, мраморные бюсты глав семейств - из этих деталей складывался "парадный канон", передающий высокий общественный статус персоны. Особенно модно было приглашать живописцев из Европы. В частности, парижанина Александра Рослена. Императрица Екатерина Вторая, например, объявила образцовым изображение своей персоны, созданное этим художником. А у русских англоманов была в почете британская художница Кристина Робертсон, рассказывает Наталья Перевезенцева:

 "Удивительно, но на своей родине Кристина Робертсон занималась миниатюрной живописью. Здесь же она стала создательницей больших полотен, если не сказать, громадных. И, конечно, она привнесла с собой в русское искусство те типы парадного изображения, которые здесь были редки. Это как бы образы британских лендлордов, которые в русской культуре были единичны".

 А вот француженка Элизабет Виже Лебрен создала стиль парадного образа в духе сентиментализма: ее идеал - христианская добродетель, воплощенная в семейной любви. Так что, кого выбирал заказчик в исполнители, таким и получался портрет.

 Все эти изображения, собранные воедино, доносят до наших дней коллективный образ эпохи. И вполне могут претендовать на включение в Национальную портретную галерею. Идея создания такой галереи обсуждается в России уже несколько лет. Ее образ, ее содержание директор Исторического музея Алексей Левыкин представляет так:

 "Такая страна, как Россия, не может строить свою Национальную портретную галерею на копиях, либо на портретах второго ряда. Это должна быть высокохудожественная портретная галерея. Прекрасные портреты и подбор наиболее достойных персонажей".

 Выставка "Портретная" этим критериям полностью отвечает.

Елена Андрусенко
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_07_08/Portretnaja-Istorija-Rossii-v-licah-3498/
Репортаж с сайта http://worldportrait.org/